ЗАМЕТКИ
МАНЬЧЖУРИЯ или ДО КИТАЯ, В КИТАЕ И С КИТАЯ ЗА 6,3 ТЫСЯЧИ.
Китай - одно из древнейших государств на планете, самое многочисленное по населению, с невысоким уровнем жизни и
в то же время одна из супердержав. По долгосрочным прогнозам на 2014 год - один из наиболее вероятных претендентов
на звание "Супердержава №1". Слова конечно пафосные, но большая доля истины в них есть. И когда подвернулась
возможность съездить еще раз в Китай - я долго не раздумывал. Цель попутчиков - коммерция.
Поездка планировалась "бюджетная" - минимум затрат, поэтому и сборы были недолгими. Багаж - минимум одежды,
документы, деньги и пакет с продуктами. Поиск в интернет о цели поездки не дал ожидаемых результатов,
вразумительной
информации - нет, коммерческий портал Маньчжурии
поразил своей убогостью и скудным содержанием. Прогноз погоды на время поездки пробил через
www.rp5.ru, ориентируясь на Забайкальск.
А теперь о цели поездки. Город Маньчжурия (Маньчжоули в китайском произношении) находится в приграничном районе
Китая (Внутренняя Монголия) на расстоянии 3 км. от границы с Россией. Крупнейший сухопутный торговый пункт.
Маньчжурия один из первых четырёх открытых приграничных городов, утверждённый Госсоветом КНР.
Еще в 1990 году Маньчжурия представляла собой традиционную китайскую деревню с многочисленным населением, проживающим
в глиняных мазанках с земляным полом. Хозяева ютились в одной из комнат, спали на деревянных нарах всей семьей,
а вторая комната являлась лавкой, в которой шла бойкая торговля первым китайским ширпотребом. Первые российские
туристы(челноки) проживали в гостиницах (двухэтажные бараки, построенные в начале 20 века) по 30-40 человек
в одном номере, без каких-либо удобств в условиях полнейшей антисанитарии и с радостью пользовались услугами велорикш.
Настоящая Маньчжурия - современнейший цивилизованный город. Размерами городок не поражает, на приведенном фото - вид
на Маньчжурию из космоса, небольшой масштабный отрезок в левом нижнем углу - 2 км. Фото - ссылка на скпиншот с Google Map,
на скриншоте кроме Маньчжурии виден и Забайкальск (в левом верхнем углу).
Но вначале была дорога. Август, период отпусков, с билетами - напряжёнка. В итоге -
планируемое время пребывание в поднебесной сократилось до 2 дней, место в плацкарте - уже по принципу - любое.
Маршрут следующий - Чуна - Тайшет - Чита - Забайкальск - Маньчжурия.
Чита
В Чите до этого ни разу не был. Как никак - областной центр. Время до следующего поезда оставалось предостаточно -
5 часов, так что можно было и пройтись. Вокзал располагается в низине, центр (оказывается) недалеко. 10 минут
пешком от вокзала - и Вы уже на центральной площади, названной в четь великого и легендарного, ему же на ней
же стоит и памятник. Я даже не стал разглядывать этот небольшой монумент, помню, что дедушка Ленин стоял
спиной к местной власти (то бишь нынешнему горкому), грудью - к штабу Забайкальского военного округа.
Штаб выглядит впечатляюще, как с хроники 20-х годов (с тех пор наверное и не изменился). Площадь недавно
реставрировали и выложили китайской плиткой, да еще и с иероглифами, скорее всего на них написано не "дедушка Ленин".
Еще единственное примечательное здание возле площади - управление железной дороги.
Прогулявшись по центру спускаемся назад - к вокзалу. Тот представляет собой образчик совдеповского постмодернизма -
несколько паралепипидов, слепленных меж собой - угловатое, иррациональное по использованию полезной площади.
Чтоб как-то сгладить это прямо напротив вокзала строится (восстанавливается) храм. По масштабам и монументализму -
Читинская стройка века, делают основательно, денег не экономят - то ли грехи хотят замолить, то ли всех удивить.
Но смотрится это вызывающе на фоне серости и приземистости окружающих зданий.
Садимся в фирменный поезд "Даурия" (Чита - Забайкальск). Титул "фирменный" носит он по праву, все чинно и цивильно. В
таком плацкарте проедешь, так и в иное купе не захочется. После ночи под стук колес -
Забайкальск. Узкий перрон,
конечная станция, все высаживаются и двигаются в одном направлении - к виадуку. Благодаря то ли доброму или злому
гению в город можно попасть только через виадук. Большинство турфирм подгоняют автобусы к концу виадука. Но тот день,
был видать не наш - на границе пробка (много желающих попасть в поднебесную), автобусы в очереди на таможне.
Поэтому добираемся на такси.
Забайкальск. Турфирма. Таможня.
Сначала я этому не придал значения, воспринял как должное, на обратном пути только осознал. Но от Забайкальска
до таможни нет дороги. В приграничном городе нет дороги до границы! Нет. НЕТ!!! Есть только направление. Петляем
по ухабам, объезжаем канавы и подъезжаем. Посреди степи на семи ветрах стоит огороженная заборчиками, заборами,
колючками таможня. К таможне примыкает участок дороги с вереницей машин. Вдоль дороги - небольшие, со следами
ржавчины и бывшего лоска павильончики турфирм.
Схема труизма в Китай проста. Вы можете попасть в Китай либо по визе, либо по турпутевке. И то и другое -
покупается. Если вы пехом и приехали на раз - турпутевка дешевле. И так, что делает турфирма:
1 оформляет путевку
2. организует заброску за кордон автобусом до гостиницы
3. передает опеку над вами турфирме с китайской стороны
4. в назначенный час и день возвращает вас на Родину автобусом от гостиницы до вокзала.
Практически это выглядит так. Понятие "день" не используется, вас спросят - на сколько ночей. Сначала набираются
группы (пачки) на нужное количество ночей. Например, если вы решили провести 3 ночи в Китае, у вас есть 3 попутчика,
то Вам придется ждать, пока в турфирму не обратятся еще 2 человека с подобными желаниями. Долго ждать не придётся,
желающих хватает. Турпутевка выписывается на группу. Наша группа оформляла турпутевку в агентстве "Спутник".
Нередко можно услышать крики "Мужчина, эй Мужчина на три ночи, куда пошел, пора в автобус садиться". После
"пачкования" - загрузка в автобус и неторопливый путь в очереди до таможни. Сопровождающий опять "трясет" -
уже за доставку автобумом, страховку.
Таможенные процедуры при проходе за пределы РФ много времени не отнимают. Члены группы проходят процедуры
оформления по документам в том порядке, в каком они указаны в групповой путевке, последний - забирает документы.
Получается, лучше быть первым.
После прохождения контроля на Российской стороне попадаем на "нейтральную" территории. В Здании таможни перед
выходом расположен киоск беспошлинной торговли "Duty Free". Не буду вдаваться в предысторию Duty Free, но скажу
главное - там и только там за всю поездку можно купить настоящее буржуйское спиртное и курево по весьма умеренным
ценам. Дешевле - не бывает, бывает - что стоит столько же, но уже в другом Duty Free. Маленькая картинка - это
ссылка
на большую, на которой Вы можете посмотреть цены и сравнить на досуге с ценами в супермаркете. Если Вы гурман, любите
поцедить коньячок с одноименной французской провинции, или побаловать себя стаканчиком джина - то это для Вас.
За низкую цену придется расплачиваться тем, что Вам придется тащить эти бутыли в Китай, и обратно. Еще есть
целый магазин беспошлинной торговли, в котором кроме выпивки и табака есть еще и качественная косметика и парфюмерия и пр. пр.,
но его обыкновенно проезжают мимо под возмущенные возгласы "негурманов", о том, что времени мало и цель поездки другая.
Скорость прохождения китайской таможни равно скорости некуда не спешащего пешехода. Не очень быстро, но мигом.
Приходит мысль, что китайские коллеги российских пограничников халявят по полной - зачем шмонать туристов,
россияне это сделали за нас. На обратном пути просто убеждаешься в этой догадке.
Китай.
Все, таможня пройдена, и под колесами автобусы проскакивают китайские километры. Асфальт идеальный, ехать не долго.
Конечная остановка - гостиница. Попутчики выгружаются и вперед - штурмовать "принимающую" сторону. Фирма
"Венера" (принимающая сторона) занимала небольшой номер в гостинице, мягкие диваны, телевизор, большой офисный
стол, пара китайцев, понимающих русский язык. Начинается "разводка". Турист в чужой стране - это источник дохода
для коренного населения. Сразу оказывается, что все путевые гостиницы заняты (в то время они и вправду были
заняты) и предлагают варианты похуже. Кричим, ругаемся, но соглашаемся. Куда деваться то, хоть цену скинули.
Попутно оказывается, что есть и дополнительные накладные расходы и пр, в итоге на 150 р. становимся беднее.
Так как никто рисковать не собирается (это я про Китайцев), то Ваш паспорт до отъезда остается у принимающей стороны.
Для меня не принципиальны гостиничные "звездочки". В гостиничном номере будем же только ночевать, поэтому
необходимые требования - нормальная кровать и чистый санузел, горячая вода вечером тоже. Предложенный вариант
был не худшим выбором. Заселяемся. Гостиничный номер не разочаровал - скромненько и чисто, евроремонт.
Но это касается только номера, а так - обшарпанная подъездная дверь, мрачная лестница, темные коридоры.
Бывает и хуже. Заселились и в город!
Маньчжурия - городок небольшой, все при желании можно обойти пешком. Туристы-старожилы говорят, что буквально
7 лет назад это был поселок барачного типа. С тех пор много что изменилось. Теперь это компактный, чистый город,
ориентированный на русских туристов. Здесь нет никаких исторических ценностей и музеев, моря с пляжами,
экзотических экскурсий. Основная цель большинства приезжающих - что-нибудь купить и вкусно поесть.
Магазины и покупки
Улицы так и пестрят вывесками типа "Компьютеры от Васи", "Сумки от Лены", "Шубы от Маши" . Выглядит это слегка
комично, откуда в Китае столько Вась и Маш и Лен. В основном - это лавки одного хозяина. Но начнем пожалуй с
крупняка - с рынков. Рынок "Новый век" располагается во внушительном и солидном, специально-построенным для
этой цели здании. Есть подвальный этаж и несколько этажей. Чем выше этаж - тем солиднее и дороже товар. Логично
рассудить, если в Китае живет больше миллиарда, то этот миллиард и одеть надо, не будут же они сверкать своими
голыми задницами, следовательно и легкая промышленность поднебесной державы должна быть на высоте. На рынке видно,
как Китай выкрутился на практике с данной ситуации - большое количество ширпотреба. Его можно узнать даже с закрытыми
глазами - по запаху. Большая куча дешевки, вонючих тряпок и фальсифицированной продукции. Это все компенсируется
ценой. Какая домохозяйка устоит перед костюмчиком для ребенка за 100 рубликов?!!, ну и пусть воняет, постираем,
проветрим. Я и сам купил, и не один. Малому (Кекелеву мл.)- 4 года, растет как на дрожжах, если его в "фирму"
одевать, так мне только на носки себе и останется. Торговаться можно и нужно, много не скидывают. На верхних
этажах уже можно посмотреть вещи посолиднее. Цены уже немаленькие, поэтому главное "не проколоться" на подделке
и поделке. Сам чуть не соблазнился на симпатичную кожаную сумку, просили недорого - 1
тыс.. рублей, все хорошо -
не придерешься, только вот на заклепки ремесленники поскупились. У фабричных вещей таких проколов не бывает.
Есть еще несколько крупных магазинов, с таким же ассортиментом. А больших магазинов, где продается только
качественный товар я насчитал всего три. Первый - Пассаж, построен по "бутиковому" принципу. На одежде даже ценники
висят. Но эти ценники означают только - сколько хотел бы получить торговец по максимуму. Торгуйся до предела (!!!),
товар может за 5 минут подешеветь и на 30%. Если Вам нужны качественные вещи - такие магазины для Вас.
Тема шопинга для Манчжурии - самая актуальная, чтобы не разводить "круги по воде", выскажу свое сложившееся
представление по группам товаров
-
Одежда.
Часть можно купить и на рынке, желательно "хвостиком" пристроившись за
оптовиком. Теплую - в специализированной лавке по продаже пуховиков, отличнейший
детский пуховик можно купить до 800 р., взрослый - до 2500. Много хорошей
качественной одежды в
магазинах типа Пассаж, либо в специализированных магазинчиках от фирм, например китайский производитель по
лицензии шьет спортивную одежду и обувь под торговой маркой Playboy (тот самый кролик с ушками) по весьма
умеренным ценам. Есть и неплохие товары и под чисто китайским брэндом.
-
Обувь.
Много. Ассортимент богатый, на любой вкус, цвет, фасон и размер. Торг, как всегда, уместен.
-
Шубы.
Если был бы герб Маньчжурии, то на нем был бы изображен китаец на фоне шторки, попирающий мешок с барахлом
и накинутой на плечи шубой. Выбор шуб большой - от самой дешевки, до дорогой крутизны. Ловушка на
среднюю гражданку срабатывает почти безотказно - почему бы не купить полушубочек по цене российского пальто,
а то и дешевле. На несколько лет хватит, а потом и выбросить не жалко - пальто же тоже всю жизнь носить
не будешь. В итоге в багаже моих попутчиков на обратном пути было и пару шубок. В России - то же самое,
только в 3 раза дороже.
-
Шторы.
Не забудьте снять мерки, просто на всякий случай. Можно назвать Манчжурию городом штор. Много специализированных
лавок, магазинчиков и салонов. Заходил, смотрел. Сногсшибательного ничего не видел, но встречаются милые
расцветки сносного качества. С понравившегося Вам материала сошьют по Вашим размерам в течении дня.
-
Постельное белье.
Есть в России Иваново, город невест, там еще текстильная промышленность в свое время была развита. Но в
Китае видать невест побольше и ткать и шить они умеют. Видел постельное, его с коробки то жалко вытаскивать,
не то что, кровать застилать - хлопок, на ощупь как бархат …. Есть на что посмотреть, и что купить.
-
Бытовая видеоаппаратура.
Да, есть там и телевизоры Samsung диагональю 72 см и ценой ниже 10 тыс.., но эта дурь весит немало, и
выпускается чисто на китайский рынок с вытекающими последствиями -меню в лучшем случае поддерживает английский,
инструкция - листовка с картинками и иероглифами. На мой взгляд - проще в России купить. Видел недорогие панели
TFT и Плазму. Но следует не забывать, что прогресс не стоит на месте и плазма плазме рознь, если вы обладаете
познанием в модельном ряде и особенностях каждой - то рискуйте. Но я бы настоятельно рекомендовал перед отъездом
просмотреть цены в России. Выбор аппаратуры небольшой. Нигде не видел полной модельной линейки ни телевизоров,
ни DVD. Еще одна мелочь, на которой погорела масса соотечественников - занижение реального веса, указываемое
на коробке с крупногабаритной аппаратурой. Довез его до таможни, за пределы 50 кг общий вес багажа потянул -
вот и выкручивайся - сзади толпа очереди напирает, вперед не пускают пограничники - тут либо часть покупок
таможне дарить, либо с теликом прощаться. Таможня слезам не верит!
-
Компьютеры и периферия.
Некоторые покупают. Массовое заблуждение, что в Китае все дешевле. Компьютер за 14
тыс. с плоским экраном!!!
Так его и в России купить нужно. Выбор тоже небольшой. Прайс-листов не оказалось ни в одной лавке. По ценам -
ну может чуть чуть, на капельку дешевле. Но только на капельку. Средняя иркутская компьютерная контора по
ассортименту заткнет за пояс любую китайскую компьютерную лавку. Искал себе карту памяти Compact Flash
объемом 1 Gb, так на меня смотрели как на инопланетянина. С цифровым фото - негусто, несколько цифромыльниц,
когда я доставал с футляра свою Minolta Dimage A2, продавцы просто качали головой - мол, не туда попал ты парень.
-
Сотовые телефоны.
Выбор - обалдеть, все что угодно. цены ниже или как сторгуешься. Привлекательны старые бизнес модели -
наворотов много, а цена уже небольшая. Если все же хотите купить, то захватите с собой прайс от Евросети,
а то можете и пролететь, могут и дороже, чем в России продать. Но все говорят - что телефон покупать не
стоит, качество не то, ломаются.
Питание
Хватит про покупки, есть еще приятное. Еда. Три магические буквы, с манящим смыслом и значением, особенно
после длительной пробежки по бетонным джунглям и асфальтовым тропам. С этим делам в Манчжурии полный порядок.
Средний обед обходился в 50 рублей. Выбирайте заведение китайского общепита, не внушающее Вам подозрений
(чистота, культурность) - и вперед, заказывать. После российского ресторанного ценового экстрима здесь
можно расслабиться. В этом есть что -то - листать меню, чесать затылок - чего бы это так заказать.
супердорогих блюд немного, так что вероятность "влететь" небольшая. Большинство блюд адаптировано под
российский желудок, так что "пожирателем огня" быть не придется. Не упустите возможность попробовать
экзотических (по российским меркам) блюд, например лягушек. Ел, вкусно, рекомендую, они кстати изображены на
фото, если хотите рассмотреть блюдо из лягушек по подробнее - щелкните мышкой по картинке. Экзотику лучше заказывать
под вечер, в поздний час черепаху никто вам готовить не будет - ее же еще на рынке купить надо. Готовят вкусно,
питательно, порции большие. Но все равно есть какой то привкус, хотя поначалу он не заметен. После приема
заказа официант выписывает счет и берет деньги, только после этого можно дожидаться блюда. Наученные горьким
опытом русского кидалова китайские общепитовцы рисковать не хотят. Под вечер будет и громкая русская музыка,
и выплясывающая толпа подвыпивших соотечественников. До утра не гуляют, часа в 3 ночи в заведениях уже делать
нечего.
Кроме шопинга и чревоугодия туристы желают вниманием парикмахерские и массажные салоны. Если Ваша спутница
предлагает зайти сделать маникюр (спутнице конечно) на полчасика - не верьте. Это будет долго. Среди
попутчиков была и моя двоюродная сестра, зашли мы ей ноготочки в надлежащий вид привести. Больше часа!!!
Я успел и получасовой массаж на спину принять и покурить и побродить. Она просто решила не 10, а все 20
ноготочков облагородить. В таком случае заказывайте себе расслабляющий массаж на час, а потом - массаж
пяток. Как раз по времени синхронно получиться. Цены приемлемые и приятно Вас удивят.
Челночный бизнес
Для части туристов поездки в Китай не развлечение, а работа. "Челноки", "челночники".. Технология их труда
не хитрая, но без чужой помощи обойтись нелегко. В качестве платных помощников выступает "Помогай",
попросту - носильщик, который донесет товар от торговой точки в гостиничный номер. "Кэмэл" - это перевозчик
части товара через границу, так как того же челнока пропустят на таможне только с 50 кг. Челночник приезжает,
вызванивает помогая, идет шерстить торговые точки. На точках отбирает и оплачивает товар по образцам, дает
указания помогаю. Помогай забирает товар с точки, несет в гостиничный номер. В части гостиниц помогаям
разрешается входить с товаром в номер без присутствия в нем постояльцев - работник гостиницы сами отпирают
им двери. После закупки товара - паковка и взвешивание. Однородный товар провозить нельзя, поэтому челноки
кооперируются - меняются с друг другом товаром, после перехода границы - все возвращается на места. Часть
товара приходится переправлять на родину с кэмелами. Стоит услуга недешево - 110 рублей за килограмм. Такой
перевезенный товар потом забирается на складе в Забайкальске. Поэтому, если Вас просят на таможне просто
перенести сумочку с товаром через границу - сразу оговаривайте цену за подобную услугу не взирая на дружеские
и родственные отношения. Люди зарабатывают деньги и в противном случае - заработают на Вас. Накладные расходы
челноков на этом не заканчиваются - за все приходится платить - за провоз багажа в поезде, за отправку
багажным вагоном и пр. пр. Поэтому торговые накрутки милосердием не страдают. Это и вправду тяжелый труд,
многие на это идут не с хорошей жизни.
Времени, отведенного на пребывании в Китае было немного, поэтому увидел, что успел, запечатлел, что смог. За
бортом остались посещения саун и китайских бань, обход всех ресторанчиков и дегустация пива и многое другое.
Обратный выезд
Схема обратного выезда проста. В назначенное время за группой приезжает автобус (Газель). Выехать может
группа только в полном составе. Это одно из преимуществ групповой путевки. Вы можете лежать в состоянии
тяжелого похмелья в гостиничном номере, засидеться в ресторанчике - Вас найдут и доставят до авто, без
Вас не уедут. Другой вопрос - что с Вами будет потом, после пересечения границы. Сдаем гостиничные номера,
в бюро получаем обратно заграничные паспорта, грузимся - и на родину! Китайскую таможню проходим быстро
и …. томительное ожидание в очереди к Российской таможне. Таможенный контроль можно протии либо через
зал, либо "грузовым" путем. В первом случае все свои манатки нужно протаскивать через зал, ставить на
весы, просвечивать через "светилку", во втором - осматривают возле автобуса и устраивают выборочный шмон.
Нашу группу завернули через зал. 6 часов, более трех с половиной сотен минут мы парились в очереди.
Стояли, сидели, говорили, молчали. Такие пробки не редкость, а скорее - как правило, поэтому многие выезжают
с запасом времени до поезда, а то можно и "пролететь". Но прошли. Инцидентов не было. Сильно не шмонали, но
все равно неприятно. Как будто каких то контрабандистов. И наконец то все! Мы на территории Российской
Федерации. Здравствуй Родина! А в ответ - … тишина., нет, вру - звук стукающей подвески авто по
российскому бездорожью.
Расходы
Теперь расходная часть поездки. Разделим ее на 2 составные части - на транспортные и
сопутствующие затраты от места
жительства до границы и обратно, и на расходы, связанные непосредственно с посещением Китая. Цены указаны конечно
же в рублях.
"Транспортная" часть
Проезд Чуна-Тайшет (электричка) | 40 |
Проезд Тайшет-Чита (поезд, плацкарт) | 937 |
Проезд Чита-Забайкальск (поезд, плацкарт) | 548 |
Расходы на питание | 100 |
Такси до таможни | 80 |
Проезд Забайкалск-Чита (поезд, плацкарт) | 548 |
Проезд Чита-Тайшет (поезд, плацкарт) | 864 |
Расходы на питание | 150 |
Проезд Тайшет - Чуна (электричка) | 40 |
Итого | 3 307 |
"Китайская" часть
Путевка | 1 650 |
Медицинская страховка | 50 |
Плата за встречу автобуса китайской стороне | 21 |
Плата за доставку автобусом в Китай | 250 |
Доплата за гостиницу (1 день) | 260 |
Плата за приглашение и встречу | 177 |
За обратный вывоз автобусом | 300 |
Питание | 300 |
Итого | 3 008 |
Всего 6 315 рублей
В цену проезда поездом включена плата за постель. Как видите "Китайская" часть расходов пестрит непонятными
услугами - плата за встречу автобуса, за приглашение и встречу. Логичнее, если бы все это входило в стоимость
путевки. Но где у нас в России логика? Только в книжках. В стоимость путевки входит проживание в отеле на
один день, причем в любом (это первое, на чем "кидают" - могут заселить и в гостиницу похуже) . Медицинская
страховка имеет фиксированную цену, собирают ее в автобусе, плата за автобус и встречу на Китайской стороне
постоянна для всего автобуса в целом - поэтому вычисляется все в том же автобусом путем простого деления суммы
на количество пассажиров. Плата за приглашение и встречу - эдакий "подарок" встречающей стороны - перед тем, как
заселить в гостиницу принимающая сторона вдруг (?!) выясняет, что турист оказывается все не заплатил. Спорить с
китайцами на китайской территории бесполезно, просят немного, в нашем случае 177 рубчиков, платим. Лишний день в
поднебесной Вам обойдется не так уж и много - плата за гостиницу и расходы на питание, ориентировочно - 270 + 100.
Последнее важное замечание насчет денег - В Маньчжурию можно и нужно ехать с российскими рублями. Если в "глубоком"
Китае - рубль - просто красивая бумажка и нужны доллары, чтобы обменять их на китайскую
валюту, то здесь Вам
поменяют и рубли на те же юани. В принципе и на практике в магазине можно расплатиться и рублями. За счет такой
вроде мелочи и отсутствия лишней конвертации экономится немало. Обменные пункты найти не трудно.
Итого за возможность побывать за границей вышло чуть более шести тысяч российских рублей.
Не так и много и для многих доступно. Многие задают вопрос - окупается ли поездка? Если хотите - то
окупите, достаточно туристке купить шубку за 7 тыс.., на родине такая же стоит гораздо дороже. Но что
мы все о деньгах. Целью моей поездки было посмотреть еще одно место на свете. Посмотрел, был приятно
удивлен. Путешествовать интересно.
В разделе Фото - Поездки, Странствия вы можете посмотреть на фото,
сделанные в поездке. Ссылки на фото сдублированы ниже.
© 2005 Текст.Фото. Кекелев В.А.
|